Текст доклада в рамках августовской конференции работников образования. «Перспективы развития системы образования Моргаушского района в свете реализации национального проекта «Образование»
Добрый день, дорогие коллеги! Разрешите поприветствовать вас на нашей традиционной августовской конференции!
Вам всем уже известно, что в соответсвии с майским указом Президента России Владимира Владимировича Путина Министерством просвещения России внедрен национальный проект в сфере образования. Он включает несколько федеральных проектов.
Я подробнее остановлюсь на проекте «Успех каждого ребенка», который в большей степени нацелен на развитие дополнительного образования, профориентации, вовлеченности школьников в детские общественные организации и объединения и поддержки талантливых детей.
Таланты играют особую роль в человеческом капитале любой страны. Сегодня, когда успешная экономика основана на инновациях, поиск и развитие талантов стало задачей национального масштаба. Наши дети талантливы во многих направлениях, об этом свидетельствуют их достижения.
Психологи уверены, что неталантливых детей не бывает. Если вдруг взрослым кажется, что ребенку ничего не интересно - вероятно он еще не нашел той области, в которой хотел бы проявить свои творческие способности, или время, место и настроение не предназначены для полета фантазии. Бывают такие случаи, когда ребенок вдруг «расхотел» что-то делать: играть на музыкальном инструменте, рисовать акварелью, петь и т.д. Это нормально. Не надо ставить детей в положение, что он «ничего не доделывает до конца». Для ребенка крайне необходим такой опыт, который поможет ему понять, чем же ему хочется заниматься на самом деле. Проект «Успех каждого ребенка» как раз и нацелен на предоставление возможности нашим детям найти себя, раскрыть свои таланты и впоследствии выбрать соответствующую профессию, сферу деятельности.
Необходимое звено в воспитании многогранной личности - дополнительное образование детей. Большую и успешную работу с одаренными детьми проводят педагоги дополнительного образования. На примере своей школы поделюсь опытом работы в дополнительном образовании в прошлом учебном году. Начну с того, что в школе действуют кружки, секции и объединения по всем основным направлениям воспитательной работы в рамках реализации ФГОС: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное, социальная деятельность. На базе школы функционируют 3 объединения от Станции юных техников, 2 объединения от Дома детского творчества и 9 школьных кружков и секций. Получается, что каждый учитель еще и педагог дополнительного образования, все прошли дистанционные курсы повышения квалификации. В итоге наши школьники 100% заняты дополнительным образованием. Около половины из них посещали 2 и более кружковых занятий в неделю. Кроме того, 5 % наших школьников посещают занятия и в спортивной школе «Сывлăх». Все вошли в сборную команду Моргаушского района по футболу и хоккею. Принесли и школе, и району немало побед. В этом большая заслуга и в успешном сотрудничестве с родителями школьников.
Сегодня уделяется большое внимание ранней профориентации. Ведь не секрет, что дети, доучившись до 11 класса, часто не могут определиться с дальнейшей своей судьбой – профессиональной. Ранней профориентации в значительной мере сопутствует и дополнительное образование. Активно внедряемые интернет-ресурсы «Проектория», «Билет в будущее» знакомят школьников с профессиями, на таких онлайн-занятиях ребята проходят специальное тестирование, после чего могут уже более осознанно по своему выбору прийти на реальный профориентационный урок в конкретное учреждение профобразования и собственными руками что-то попробовать в будущей профессии. Испечь хлеб… Постоять в цехе, наблюдая, как работают за станком фрезеровщик, сварщик… Понять, как разрабатывает что-то важное программист на компьютере… Как проводятся те или иные лабораторные исследования… У школьника появляется представление о привлекшей его внимание профессии.
Наши школьники 6-9 классов на сегодняшний день активно участвуют в мероприятиях интернет-платформы «Проектория». Я сама курирую этот проект в школе и все больше убеждаюсь, что польза от этих онлайн-занятий есть. Огорчает только тот факт, что скорость Интернета не всегда позволяет нам пройти каждый урок до конца. Надеемся, что и эта проблема сельских школ будет разрешена.
Основная цель регионального проекта «Успех каждого ребенка» – обеспечить максимальный охват доступным дополнительным образованием 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. В прошлом году внедрили «Навигатор дополнительного образования», который позволил родителям школьников записать своих детей в понравившиеся объединения электронно. В этом году работа будет продолжена. Новшеством нынешнего года станет персонифицированный учет и финансирование каждого ребенка. Ребенок, получив сертификат, обладающий определенным денежным эквивалентом, может пойти в то учреждение, которое ему понравилось. То есть средства направляются непосредственно на конкретного ребенка, занятого в конкретном учреждении. Сертификат даст возможность каждому ребенку после некоторого времени занятий, например, рисованием (куда он больше ходить не хочет), перейти, допустим, в спорт. И, соответственно, деньги пойдут «за ним» – в спорт. Совсем скоро мы опробуем эту модель с вами на практике.
Успешной реализации проекта «Успех каждого ребенка» сопутствует и вовлеченность в детские общественные организации и объединения. На данный момент во всех школах страны созданы первичные отделения Российского движения школьников. Здесь работа ведется по 4 направлениям: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое направление и информационно-медийное. Как педагоги, так и обучающиеся имеют возможность обучаться в Корпоративном университете РДШ.
Уверенно могу сказать, что в нашей школе активно развиваются все 4 направления. Каждое направление курирует определенная группа педагогов. Но более действенно школьное самоуправление. Когда дети учат детей, когда сами школьники инициируют и проводят школьные мероприятия. Вовлечены в РДШ все школьники от 8 до 15 лет.
14 наших школьников зарегистрировались на портале «Доброволец России». И не просто зарегистрировались, а имеют уже приличную электронную волонтерскую книжку.
2 школьника вошли в состав Российского союза молодежи, один из них активный участник «Молгорода 2018 и 2019» в составе делегации Моргаушского района.
Один школьник был избран Председателем районного детского парламента и два года подряд успешно представлял Моргаушский район в республиканском детском парламенте.
В 2018 году единственные в республике 6 наших школьников стали обладателями бронзовых значков Всероссийской краеведческой экспедиции РДШ «Я познаю Россию». И, хочу поделиться радостью, в 2019 году уже 9 наших школьников и опять единственные в регионе, вновь стали обладателями бронзовых значков. Трое из них приглашены на Финал в Москву с 17 по 20 сентября 2019 года в круиз по Москве, Московской и Тверской областям.
В 2019 году два наших лидера акций Всероссийского движения «Сделаем вместе» стали победителями на региональном и федеральном этапах. Таким образом, они выиграли бесплатные путевки в Международный центр «Артек». А всего за последние два года из числа наших школьников 1 побывал в ВДЦ «Смена», 2 – в ВДЦ «Орленок» и 1 в Артеке.
Обобщенно обозначу, что в прошлом учебном году 100% наших школьников приняли участие в более 200 различных конкурсах и фестивалях, их них около 50% стали победителями и призерами, 1 стал стипендиатом Главы Чувашской Республики за особую творческую устремленность. И благодаря этим успехам детей, поддержке коллектива школы, старших вожатых Моргаушского района, активистов из других школ района мне удалось занять 2 место в республиканском профессиональном конкурсе «Лучший старший вожатый».
Я перечислила лишь некоторые значимые достижения наших школьников не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы на примере нашей малокомплектной сельской школы показать педагогической общественности Моргаушского района, что проект «Успех каждого ребенка» открывает новые двери в вопросах развития успешности детей, сохраняя ранее внедренные лучшие практики в том числе.
Само название проекта «Успех каждого ребенка» весьма привлекательно и широко. А за названием – вполне конкретные заботы, которые надо решить. Дорогие коллеги! Давайте не будем бояться новшеств, а смело возьмемся за инновации. Не будем забывать, что все изменения в образовании, его содержании, условиях обучения, программах и технологиях, должны быть в интересах наших детей, во благо нашего будущего.