ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
Сегодня урок «Разговоры о важном» посвятили Дню российской науки. Он приурочен сразу к двум юбилейным событиям: 300-летию со дня основания Российской академии наук и 190-летию со дня рождения выдающегося ученого, химика Д. И. Менделеева. На занятии познакомились с историей становления научного знания в России и поговорили об известных личностях, которые сыграли ключевую роль в технологическом развитии страны.
Наука является главной движущей силой прогресса и важнейшим ресурсом развития национальной экономики, медицины, образования и социальной сферы. Достижения ученых способствуют не только экономическому росту и созданию новых рабочих мест, но и высокому качеству жизни населения.
8 февраля 2024 года Российская академия наук празднует свое 300-летие. Памятная дата касается всех, кто связал свою жизнь с научной или исследовательской деятельностью: это академики, научные работники, профессоры и студенты. За годы существования Российской академии наук отечественные ученые сделали множество значимых открытий, повлиявших на историю страны. Благодаря труду исследователей был сформулирован закон массы вещества, открыта периодическая система химических элементов, на орбиту запущен первый спутник. Первым человеком в космосе также оказался россиянин.
Кроме того, в 2024 году исполняется 190 лет со дня рождения ученого-энциклопедиста, выдающегося химика Д. И. Менделеева. Всему миру он прежде всего известен как создатель периодической таблицы элементов. Российский ученый разработал особую систему, упорядочив компоненты на основе их химических свойств и расположив в порядке возрастания атомных масс. Данный подход стал основным принципом для изучения и понимания свойств элементов.
Помимо открытий в области химии, русский ученый внес вклад и в другие естественные науки: физику, механику, воздухоплавание и экономику.
В задачи включил формирование представления о научной деятельности в России, воспитание ценностного отношения к знаниям в естественно-научной и гуманитарной областях, а также знакомство с жизнью и достижениями Д.И. Менделеева.
С пятиклассниками приняли участие в интерактивном задании — «Наследие Д. И. Менделеева», по результатам которого была организована беседа. Диалог о масштабе открытий Менделеева и других деятелей науки познакомили школьников с представлением о вкладе российских ученых в развитие мирового знания.
В заключитении провели итоговую рефлексию. В завершение дети познакомились с видеофрагментом «Научного стендапа».
И НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА
Ежегодно 8 февраля российское научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник. Дата выбрана неслучайно: в этот день по указу Петра I в 1724 году была образована Академия наук и художеств, объединившая гимназию и университет. В учреждении могли обучаться все желающие, независимо от финансового состояния. Хорошая учеба поощрялась жалованием. Официально праздник учрежден приказом президента Российской Федерации в 1999 году, учитывая «выдающуюся роль российской науки в развитии общества и государства, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России академии наук».
В советское время День науки отмечался в третье воскресенье апреля, а учреждение было переименовано в Академию наук СССР. Дата была выбрана исходя из того, что в период между 18 и 25 апреля 1918 года Владимир Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ».
После распада СССР Российская Академия наук вернула прежнее название. После сложных первых постсоветских лет российским ученым удалось получить результаты мирового уровня. Так, при участии российских исследователей были синтезированы шесть новых, долгоживущих сверхтяжелых элементов с порядковыми номерами с 113 по 118. Также в 1990-х годах физики из ядерного центра в Сарове под руководством Александра Павловского разработали метод получения рекордно мощных магнитных полей. В эти годы в России была создана технология, позволяющая получить мощное световое излучение на Земле.